Что экономике политика, то предпринимателю – налоги!

 

Современная налоговая система – это самая «больная мозоль» российских предпринимателей, на которую с большим удовольствие время от времени наступает государство. Оно же призвано наши мозоли и лечить.

Как государство справляется со своей обязанностью. С кратким экскурсом по изменениям в основных налогах, их преимуществах и недостатках известнейший в стране налоговик – д.э.н., профессор, академик РАЭН, государственный советник налоговой службы 1 ранга

Дмитрий Черник.

 

Нужно ли нам «любой ценой» удвоить ВВП за 10 лет? Не важнее ли для страны качество роста, за счет чего уд­ваивать и утраивать? Значение имеют не цифры. Необходимо от сырьевой экономики, от торговли нефтью, газом перейти к наукоемким технологиям — и в добывающих, а в обрабатывающих отраслях промышленности. И здесь у государства есть один мощный рычаг развития — налоговая система и налоговые льготы, которые дают возможность направлять производство в нужное русло. Государство же использует льготы не как инструмент развития, а объявляет об их отмене и создании равных стартовых условий производителям. Пример тому — реформирование налога на прибылью  В целом налог стал более точным, разумным, и для налогоплательщика логичнее понимать прибыль так, как она понимается в НК РФ: доходы минус расходы. Несомненный плюс и в изменении амортизационной политики. Наконец признано, что амортизация должна быть линейной, ускоренной.

Но все это перечеркивается отменой налоговых льгот, в том числе инвестиционной, которая толкала вперед наше производство…

***

Безусловным благом для налогоплательщиков является снижение ставки НДС с 20 до 18%.

Однако, планы по дальнейшему снижению ставки до 16% с одновременной ликвидацией льгот вызывают сомнения.

Предлагаемая схема несет в себе внутренние противо­речия. Что может произой­ти? Товары, имеющие сегод­ня льготную ставку обложе­ния — детский ассортимент, продовольственные товары, медикаменты. — повысятся в цене, но не на 6, а на все 15— 16%. В результате — новый виток инфляции, а это глав­ная проблема нашей эконо­мики. Льготные ставки трогать нельзя, пока мы не перебо­роли инфляцию. Если не можем без ликвидации льгот снизить основной налог до 16%, значит, не надо этого делать. Или надо снизить его до 17%.

***

На акцизы начиная с 2003 года возложена одна задача – с их помощью пытаются решать межбюджетные отношения, а это в корне неправильно, подакцизный налог для этого не предназначен.

Вместо того чтобы взи­мать акцизы с производите­лей, перешли к их взима­нию с торговли. Таким об­разом, распылили налого­плательщиков по всей стра­не, выдвинув теорию о том, что теперь каждый регион будет иметь свою часть до­ходов от акцизов. В итоге сбор акцизного налога чрезмерно усложнился, что ведет к снижению его собираемости.

***

Повышение налога на до­бычу природных ресурсов и таможенных пошлин на вывоз привело к росту почти в 1,5 раза цен на бензин. Мер, которые предотвратили бы это, принято не было. Поэтому добывающие компании переложили налог на потребителя, а это привело к новому витку инфляции.

***

Снижение ставки ЕСН с 35,6 до 26% серьезно запо­здало. После первого изме­нения налоговой ставки в 2001 году этот процесс надо было постепенно продол­жать. Тогда не пришлось бы чрезмерно усложнять налог и вводить регрессию.

Резкое снижение налога может привести к непредска­зуемым последствиям. Дума­ется, было бы правильным ввести плоскую ставку ЕСН и покончить с регрессией.

Кроме того, механизм исчисления ЕСН чрезвычайно неудобен для налогоплательщиков. Сегодня это один из самых сложных налогов, хотя, по идее, должен быть самым простым.

***

Налог на имущество физических лиц. Оценка имущества по рыночной стоимости вызывает сомнения. Есть ли у нас в стране ры­нок недвижимости? Конеч­но, нет. А цена рынка — это цена сделки. Цена не­движимости, например в Москве, и реальная цена как отражение стоимости — категории несопостави­мые. Поэтому сегодняш­нюю цену сделки нельзя считать за истинную рыноч­ную цену, пригодную для целей налогообложения.

В сделках участвуют единицы, а налог должны платить все. И человек, скромно живущий в своей блочной квартире в центре большого города, становится налогоплательщиком на уровне тех сделок, которые совершаются на рынке не­движимости.

Этот налог касается всего населения, и ошибки, кото­рые могут быть сделаны, очень опасны.

***

Налоговая система в це­лом развивается правильно. Налогообложение смягче­но для плательщиков. Но тем не менее надо всегда помнить, что любой налог — это острое оружие в ру­ках государства, инстру­мент проведения отнюдь не налоговой, а экономи­ческой политики страны в целом.

 

 

 

 

Предприниматели о проводимой в стране налоговой реформе.

Было опрошено 100 предпринимателей регионов Республики Татарстан

 

73% - синие

5% - красные

22% - желтые

 

 

Подготовила Абрарова Лейсан

www.leisan-info.narod.ru

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz