Что экономике политика, то предпринимателю – налоги!
Современная налоговая система – это самая «больная мозоль» российских
предпринимателей, на которую с большим удовольствие время от времени наступает
государство. Оно же призвано наши мозоли и лечить.
Как государство справляется со своей обязанностью. С кратким экскурсом
по изменениям в основных налогах, их преимуществах и недостатках известнейший в
стране налоговик – д.э.н., профессор, академик РАЭН, государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Дмитрий Черник.
Нужно ли нам «любой ценой» удвоить
ВВП за 10 лет? Не важнее ли для страны качество роста, за счет чего удваивать
и утраивать? Значение имеют не цифры. Необходимо от сырьевой экономики, от
торговли нефтью, газом перейти к наукоемким технологиям — и в добывающих, а в
обрабатывающих отраслях промышленности. И здесь у государства есть один мощный рычаг
развития — налоговая система и налоговые льготы, которые дают возможность
направлять производство в нужное русло. Государство же использует льготы не как
инструмент развития, а объявляет об их отмене и создании равных стартовых
условий производителям. Пример тому — реформирование налога на прибылью В целом налог стал более точным, разумным, и
для налогоплательщика логичнее понимать прибыль так, как она понимается в НК
РФ: доходы минус расходы. Несомненный плюс и в изменении амортизационной политики.
Наконец признано, что амортизация должна быть линейной, ускоренной.
Но все это перечеркивается отменой
налоговых льгот, в том числе инвестиционной, которая толкала вперед наше
производство…
***
Безусловным благом для
налогоплательщиков является снижение ставки НДС с 20 до 18%.
Однако, планы по дальнейшему
снижению ставки до 16% с одновременной ликвидацией льгот вызывают сомнения.
Предлагаемая
схема несет в себе внутренние противоречия. Что может произойти? Товары, имеющие сегодня
льготную ставку обложения — детский ассортимент, продовольственные товары, медикаменты. —
повысятся в цене, но не на 6, а на все 15— 16%. В результате — новый виток инфляции, а это главная проблема нашей экономики.
Льготные ставки трогать нельзя, пока
мы не перебороли инфляцию. Если не можем
без ликвидации льгот снизить основной налог до 16%, значит, не надо этого
делать. Или надо снизить его до 17%.
***
На
акцизы начиная с 2003 года возложена одна задача – с их помощью пытаются решать
межбюджетные отношения, а это в корне неправильно, подакцизный налог для этого
не предназначен.
Вместо
того чтобы взимать акцизы с производителей,
перешли к их взиманию с торговли. Таким образом, распылили налогоплательщиков по всей
стране, выдвинув теорию о том, что теперь каждый регион будет иметь свою часть доходов от акцизов. В итоге сбор акцизного налога чрезмерно усложнился, что ведет к снижению
его собираемости.
***
Повышение
налога на добычу природных ресурсов и таможенных
пошлин на вывоз привело к росту почти в 1,5 раза цен на
бензин. Мер, которые предотвратили бы это, принято не было. Поэтому добывающие
компании переложили налог на потребителя, а это привело к новому витку
инфляции.
***
Снижение ставки
ЕСН с 35,6 до 26% серьезно запоздало.
После первого изменения налоговой
ставки в 2001 году этот процесс надо было
постепенно продолжать. Тогда не
пришлось бы чрезмерно усложнять налог
и вводить регрессию.
Резкое снижение налога может привести к
непредсказуемым последствиям. Думается,
было бы правильным ввести плоскую ставку ЕСН и покончить с регрессией.
Кроме того, механизм исчисления ЕСН чрезвычайно неудобен для
налогоплательщиков. Сегодня это один из самых сложных налогов, хотя, по идее,
должен быть самым простым.
***
Налог на имущество физических лиц. Оценка имущества по рыночной
стоимости вызывает сомнения. Есть ли у нас в стране рынок
недвижимости? Конечно, нет. А цена рынка — это
цена сделки. Цена недвижимости,
например в Москве, и реальная цена как отражение стоимости — категории
несопоставимые. Поэтому сегодняшнюю цену сделки нельзя считать за истинную рыночную цену, пригодную для целей налогообложения.
В сделках участвуют единицы, а налог должны платить все. И человек, скромно живущий в своей блочной
квартире в центре большого города, становится налогоплательщиком
на уровне тех сделок, которые совершаются на рынке
недвижимости.
Этот налог касается всего населения, и ошибки, которые могут быть сделаны, очень опасны.
***
Налоговая система в целом развивается
правильно. Налогообложение смягчено
для плательщиков. Но тем не менее надо всегда помнить,
что любой налог — это острое оружие в руках
государства, инструмент проведения отнюдь не налоговой, а экономической
политики страны в целом.
Предприниматели о проводимой в стране
налоговой реформе.
Было опрошено 100 предпринимателей
регионов Республики Татарстан
73% - синие
5% - красные
22% - желтые
Подготовила Абрарова Лейсан